ИМЕЮ ПРАВО ЗНАТЬ! Воскресенье, 19.05.2024, 05:25 Все о правах детей
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Блог | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Вход на сайт

Главная » 2011 » Февраль » 8 » Права учащихся в образовательном учреждении
05:37
Права учащихся в образовательном учреждении
Сочинение-эссе по теме: «Права учащихся в образовательном учреждении»
АВТОР Феденко Максим Тверская область г. Нелидово МОУ СОШ № 4
 
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение.
2. Право на бесплатное образование.
3. Введение предмета «Основы православной культуры» в качестве обязательного.
4. Проявление неуважения человеческого достоинства ребенка в школе.
5. Заключение.
6. Список литературы.
 
ВВЕДЕНИЕ
Школа – это счастливая пора в жизни любого человека. Для кого-то – это любимые учителя, для кого-то – первые полученные знания. Многие вспоминают, что лучшие друзья – те, с кем подружился именно в школе, а самая крепкая – первая школьная любовь… Но бывает, что человек ассоциирует школьную пору с нарушением своих детских прав, унижением и оскорблениями, причем, не только со стороны одноклассников, но и… со стороны своих учителей. В своей работе я хочу рассмотреть три проблемы, связанные с нарушением прав и свобод в учебном учреждении. Насколько соблюдается право человека на бесплатное образование? Может ли навязываться чужеродная человеку религия? Смеет ли учитель унижать ученика? Все проблемы я постарался не только рассмотреть с разных сторон, но и предложить пути их решения.
 
 1. Право на бесплатное образование
На образование сегодня выделяются немалые деньги из бюджета страны. Особенно за последние три года, когда в жизнь активно воплощается приоритетный национальный проект «Образование». Но руководство школ считает, что денег много не бывает, и продолжает практиковать сбор средств с учащихся. Вот стандартный перечень школьных «поборов»: ремонт школы, благоустройство прилегающей территории, приобретение учебных материалов (чаще всего это учебники по иностранным языкам, прописи, атласы, контурные карты, предметные тетради), приобретение сценической одежды, фонограмм для участия в самодеятельности и т.д. Хотя Конституция РФ утверждает: среднее образование в нашей стране является совершенно бесплатным (п.2 статьи 43). Сбор денег с родителей школьников просто-напросто является незаконным. Но родителям, похоже, проще отдать деньги, чем на простом родительском собрании сказать «нет». Так, с молчаливого согласия большинства и рождается беззаконность. Можно согласиться с тем, что школам действительно не хватает денег. Ни в одной стране мира, даже самой богатой – США, бюджетных денег школам мало. Чиновники честно признаются, что не в состоянии полностью содержать школы. То есть, с одной стороны, «поборы» с родителей незаконны, а с другой – у школ просто нет иного выхода? Как обеспечить комфорт, безопасность и правильное питание для ребенка в условиях жесткой экономии? Без помощи родителей не обойтись, но ведь надо находить пути и формы, чтобы сбор денег стал законным, а главное – добровольным! Если школе на самом деле не хватает бюджетных денег, не честнее ли открыть бухгалтерию и рассказать: вот на это нам хватает, а вот на эту сумму, полученную от родителей и спонсоров, мы хотим сделать то-то и то-то.
Существуют иные формы сбора денег:
1. Специальный фонд помощи. Школа вместе с родителями может создать попечительский совет и при нем открыть свой собственный благотворительный фонд. Фонд открывает для школы счет в банке. Родители не несут «наличку» в школу, а перечисляют деньги «безналом» на этот счет. Далее директор приходит в фонд и просит выделить такую-то сумму на такие-то цели. Выстраивается прозрачная система траты денег. Директор и учителя не могут проконтролировать, кто и сколько денег перевел, а значит, не могут надавить на неплательщиков. Здесь не работает принцип уравниловки. Кто сколько может – на этом принципе основана любая благотворительность.
2. Благотворительные вечера. Время от времени можно устраивать благотворительные вечера с участием обеспеченных родителей школьников или выпускников, которые стали состоятельными людьми. Но, оказывается, школа и сама может справиться с большинством необходимых расходов. Еще с 1992-го года в законе «Об образовании» прописаны вполне четкие права для образовательного учреждения, как зарабатывать себе на жизнь (Статья 45. «Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений»). Образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание курсов, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Доход от указанной деятельности может потратиться образовательным учреждением по его усмотрению, в том числе на ремонт и благоустройство территории.
 
2. Введение предмета «Основы православной культуры» в качестве обязательного Религиозные чувства и вера – дело достаточно деликатное. Декларация прав ребенка ООН закрепляет за детьми право на "гармоничное и нормальное развитие в области религии". В 1959 году Генассамблея ООН определила, что ребенку нужно обеспечить возможность развиваться в том числе и духовно – "здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства". Конвенция о правах ребенка от 1989 года предполагает уважение права ребенка на "свободу мысли, совести и религии" (статья 14). Можно было бы утверждать, что в заявленные права ребенка входит право получать религиозное воспитание. Но то, что в этом году в школе предмет "Основы православной культуры" введен в качестве обязательного, является в определенной мере нарушением этого права. Мы живем в правовом демократическом государстве и руководствуемся в своей жизни основным законом – Конституцией. Статья 14 Конституции РФ говорит о том, что наше государство является светским, и Церковь у нас отделена от государства и, соответственно, никакая религия не может быть обязательном предметом в государственной образовательной программе. Еще одна статья – статья 28, гарантирует каждому «свободу совести и право исповедовать совместно с другими или индивидуально любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними». Мне кажется, что к рассматриваемому вопросу вторая статья подходит больше. Закон РФ «Об образовании» также гласит: «содержание образования должно(…) учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений» (статья 14). В законе «О свободе совести и религиозных объединений» прямо сказано, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии, более того, запрещается обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц их заменяющих. Поэтому в школе не должны преподавать любую религию как обязательный предмет. В образовательных учреждениях Нелидовского района с 2008 учебного года также введен в обязательную школьную программу предмет «Основы православной культуры». Но, считаю, дальнейшее расширение преподавания основ православной культуры может повлечь за собой ряд последствий, которые могут вызвать конфликт между религиозными конфессиями на территории Нелидовского района. В соответствии с федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» и с некоторыми положениями образовательного законодательства религиозное образование – это прерогатива централизованных религиозных организаций. То есть религиозные организации и их подразделения на местах имеют право обучать детей религии, но такое обучение должно проходить вне рамок образовательной программы, по согласованию с муниципальными органами власти, администрацией школы и главное – с согласия родителей. В связи с вышесказанным можно утверждать: предмет «Основы православной культуры» может преподаваться в средней школе только в качестве факультатива и посещаться по желанию. Ни в коем случае знания не должны оцениваться и, следовательно, ученик не может быть аттестован по итогам года. Еще одним выходом из положения может стать преподавание в муниципальных образовательных учреждениях истории и культуры традиционных религий (православие, ислам, буддизм), а не основы веры. Хотя мне, например, было бы интересно узнать и о других религиозных направлениях. Ведь без знания истории мировых религий не может быть культурного человека. Литература, история, обществознание часто ссылаются на некоторые религиозные постулаты, легенды и мифы. Согласитесь, невозможно понять великую книгу Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», будучи незнакомым хотя бы частично с Библией. Нельзя до тонкостей постичь исторические перипетии, не зная, какими религиозными убеждениями руководствовался тот или иной давний политик. Никто не станет спорить и с тем, что основы, регулирующие жизнь любого общества, закладывались именно в те времена, когда религия была основополагающим фактором.
 
3. Проявление неуважения человеческого достоинства ребенка в школе
Каждый человек имеет право на охрану достоинства личности. Статья 21 Конституции РФ утверждает: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Но как часто учителя попирают это право, обзывая детей, перевирая и намерено коверкая их фамилии и.т.д. Взрослые прекрасно понимают, что дети, и особенно подростки, зачастую не могут спокойно сидеть на уроке. Причины могут быть самые разные – неинтересная или сложная тема урока, усталость, в конце концов – личные переживания… Ученик ведет себя слишком активно или, наоборот, отрешенно смотрит в окно. Учитель начинает нервничать и волноваться из-за невнимательности ребят, поэтому может не сдержаться и оскорбить, преследуя при этом благую цель – дать знания. Возможно, учитель даже не обратил внимания на то, что оскорбил, унизил достоинство ребенка, ведь «дисциплина и знания превыше всего». Думаю, многие из школьников слышали оскорбления от педагога в свой адрес и родителей. Этими действиями они нарушают не только отечественную Конституцию, но и международную Конвенцию о правах ребенка (статья 19). В итоге ребенок не желает посещать предмет учителя, который унижает его при всем классе. Снижается успеваемость, происходит отрыв от коллектива, ведь то, как назвал ребенка учитель, с легкостью может подхватить весь класс. Часто дети, слабые психологически, вообще закрываются от внешнего мира. Не секрет, что есть случаи, что такое отношение учителей приводит к актам суицида. Теперь обратимся к Федеральному Закону № 124 от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка». Согласно ему «педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты(…) в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка…» (п. 3 статьи 7). Но много ли вы знаете примеров, когда учителя по-настоящему несли ответственность за унижение достоинства ученика, за психическое или хуже того – физическое насилие над ним? В уставе нашей школы сказано, что ученик имеет право на свободное выражение собственных взглядов и убеждений. Но не все учителя принимают наши взгляды во внимание, не всегда входят в положение Почему школьники не могут отстоять свое достоинство? Возможно, опасаются за судьбу своего аттестата, подчиняясь праву сильного? Возможно, не надеются на то, что могут что-либо изменить? Но менять ситуацию надо и бояться не стоит. Все тот же закон «Об основных гарантиях прав ребенка» предоставляет право ученикам, начиная с 5 класса, «самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией образовательных учреждений о проведении (…) дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка» (п.3 статьи 9). В случае, если решение администрации школы не удовлетворило, учащийся вправе через своих выборных представителей обратиться за помощью в уполномоченные государственные органы. Более того – закон предоставляет ученикам право проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. И администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать их проведению, в том числе на территории и в помещении школы (при условии соблюдения всех необходимы норм и правил проведения подобных мероприятий). Нельзя просто сетовать на несправедливых учителей, обсуждая свои обиды в узком кругу друзей. Надо действовать, защищать себя, реализуя свои ученические и общегражданские права на свободу слова, мнений, собраний и объединений! Советы школы и советы старшеклассников могут внести существенный вклад в решение этой проблемы. Проблему несдержанности учителей, думаю, частично поможет решить школьный психолог. Каждый из нас подвергается стрессам ежедневно, но мало кто подвергается им столь часто, как учитель! Стоит проводить совместные встречи психолога и ученика, между которыми возникло непонимание. Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Униженные и оскорбленные в школе ученики, не смогут стать в будущем быть сильными, уверенными в себе и благородными людьми, они будут лишь умножать зло и насилие, поступая так, как когда-то с ними поступали взрослые. Считаю, что никогда, ни при каких условиях учитель не должен задевать и унижать достоинство своего ученика. Но если педагог видит, что какими-то своими словами или какой-то своей неудачной шуткой он задел самолюбие ученика, следует как можно быстрее принести извинения.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На мой взгляд, мне удалось отразить реальные проблемы нарушения прав ребенка в образовательном учреждении и представить собственное видение их решения. Мне очень хочется надеяться, что в ближайшем будущем все перечисленные трудности, связанные, например, с финансированием школ решаться. Уже сейчас все школы Нелидовского района оборудованы современной компьютерной техникой, везде проведен Интернет. Базовые школы, благодаря реализации национального проекта «Образование» и региональных программ оснащаются учебным оборудованием, обзаводятся собственным транспортом. Только наша школа получила комплекты для уроков химии, биологии, физики, интерактивные доски, компьютерные классы (в том числе мобильный, состоящий из ноутбуков). В дальнейшем государство планирует выделять деньги и на благоустройство школьных помещений. Верю, что все это поможет отказаться от старых форм сбора денег, поможет сделать уроки интересными и нестандартными, и многие проблемы отпадут сами собой.
 
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Конвенция о правах ребенка.
4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
5. Закон «О свободе совести и религиозных объединений».
6. Устав МОУ средняя общеобразовательная школа №4.
7. Правила поведения учащихся МОУ средней общеобразовательной школы №4.
Просмотров: 4384 | Добавил: lenatreb | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» СЕГОДНЯ ПРАЗДНУЮТ

» Мы работаем

» Календарь
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28

» Архив

» Поиск


Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz